г. Петропавловск-Камчатский, ул. Горького, д. 13 А
+7 (4152) 23-35-24
info@pkds48.ru
Версия для слабовидящих

Играем в слова (на кухне, в ванной комнате, в коридоре)

Большое влияние на обогащение словаря оказывают новые впечатления: экскурсии, путешествия, художественная литература. Но ничто не может заменить целенаправленных игр-упражнений. Играйте при малейшей возможности, играйте живо, заинтересованно.

 

Играем в слова на кухне

  • Как называются предметы мебели на кухне?
  • Назови посуду, которая есть на кухне.
  • Какие продукты лежат в холодильнике?
  • Из чего делают растительное масло?
  • Из чего получают творог и кефир, сливочное масло?
  •  Из чего делают колбасу, сыр?
  • Какое бывает мясо? (Сырое, замороженное, тушеное, жареное, вареное.)
  • Что на кухне сделано из дерева?
  • Что на кухне сделано из металла?
  • Что сделано из стекла?

Посуда из стекла непрочная. Она очень боится горячей воды, сразу трескается. Хочешь знать почему?

 Ты, наверное, заметил, что когда наливают кипяток в чашку, кастрюлю, то посуда сразу нагревается, т.е. становится горячей. Так же происходит и со стеклянной посудой, но нагревается эта посуда неравномерно, т.е. внутри горячее, чем снаружи. Из-за этого стекло лопается. Причем чем толще стекло, тем быстрее оно лопается от горячей воды. Как «спасают» стеклянную посуду от кипятка? Кладут металлическую ложку. Она забирает часть тепла, и посуда остаётся целой.

  • Что на кухне из пластмассы?
  •  Что делает мама на кухне?

 Варит, режет, готовит, моет, жарит, трёт, давит, слушает радио, вытирает, включает, выключает, чистит, зажигает, гладит, улыбается, поёт, пробует, солит, консервирует, наливает, выливает, разливает, убирает, достаёт...

  • Как мама всё делает на кухне?

 Быстро, весело, ловко, медленно, спокойно, радостно, трудно, напряжённо, сосредоточенно...

  •  Какое блюдо мама подаёт к столу?

 Вкусное, горячее, холодное, подогретое, жидкое, густое, рассыпчатое, солёное, не солёное, жареное, вареное, пареное, тушёное, сладкое, кислое, горькое...

 

Играем в слова в ванной комнате

  • Что у нас есть в ванной комнате?
  • Какие бывают полотенца?

 Махровое, льняное, вафельное, пушистое, полосатое, банное, ножное...

  • Что делают в ванной комнате?

Стирают, замачивают, выкручивают, включают, чистят, выключают, выдавливают, намыливают, вешают, вытираются, моются, принимают душ, сидят, стоят, насыпают, размешивают порошок...

  • Какие предметы нужны, чтобы умыться?
  • Какая бывает вода в ванной комнате?

Холодная, ледяная, горячая, тёплая, прозрачная, чистая, грязная, мыльная, мутная.

  • Что нужно, чтобы постирать?
  • Что можешь ты постирать?
  • Какие бывают зубная паста, мыло?
  • Зачем нужно чистить зубы?

 

Играем в слова в раздевалке, коридоре

  • Какая обувь у нас в коридоре (зимой, летом)?
  • Кто участвует в изготовлении обуви?

Скорняк выделывает кожу, чтобы можно было из неё что-то скроить, художник-модельер придумывает фасон, обувщики шьют, продавцы продают. Давайте не забудем, что обувь разного цвета, значит нужны краска, фурнитура: пряжки, кнопки, «молнии».

Покажи правый ботинок, левый сапог.

  •  Какие головные уборы у нас есть и какие ещё бывают головные уборы?

Шапка, берет, шляпа, панама, платок, косынка, кепка.

  • Какие ты знаешь специальные головные уборы?

 Военные: фуражка, пилотка, берет десантника, бескозырка моряка, шлем.

  • Какие предметы верхней одежды висят в раздевалке, в коридоре, в шкафу?

 

Играем в слова на улице

  •  Какая сегодня погода?
  • Какая бывает погода на улице?

 Ясная, пасмурная, ветреная, жаркая, холодная, морозная, дождливая, солнечная, облачная, хмурая.

  • Растительный мир твоей улицы. Перечислить названия деревьев, кустарников, трав.
  • Названия каких деревьев ты знаешь?

 Берёза, осина, дуб, клён, ясень, липа, ель, ольха, сосна, лиственница, рябина, ива, тополь. Фруктовые: яблоня, груша, слива, вишня.

  • Название каких кустарников ты знаешь?

Калина, боярышник, шиповник, орешник, крыжовник, малина, смородина, черёмуха.

  • Какие листья бывают?

Круглые, овальные, продолговатые, сердцевидные, тонкие, жгучие (у крапивы), пушистые, бархатистые, широкие, толстые, зелёные, светло-зелёные, пятнистые, тёмно-зелёные, красные, клейкие, глянцевые, кожистые, зубчатые.

  •  Каких птиц ты можешь встретить (знаешь)?

Воробей, ворона, голубь, синица, снегирь, ласточка, трясогузка, дятел, чайка, кукушка, сова, сорока, жаворонок, соловей, стриж.

  •  Каких рыб ты знаешь?

Сом, сельдь, щука, окунь, ёрш, пескарь, камбала, карась, лещ, судак.

  • Что мы видим в витринах магазина? Какие названия магазинов ты знаешь?
  • Какие машины мы видим на улице?

Сначала играйте, перечисляя все названия машин, а потом дифференцируйте: легковые; грузовые; специальные; транспорт пассажирский.

  • Из каких частей состоит машина?
  • Какие бывают дороги?

 Асфальтированные, земляные, песчаные, прямые, широкие, кривые, узкие, ровные, лесные, городские, деревенские.

 

Играем в слова везде

  •  «Скажи наоборот» - важная игра на формирование логического мышления: высокий – низкий, тяжелый – лёгкий, быстрый – медленный, весёлый – грустный,  жарко – холодно, добро – зло, гладкий – шершавый, кривой – прямой, богач – бедняк, больной – здоровый, ребёнок – взрослый, смелый – трусливый, друг – враг, смеяться - плакать и т.д.
  • «Кто летает - что летает?» - перечислить птиц и насекомых. Самолёт, вертолёт, аэроплан, воздушный шар, тополиный пух, снег, аэростат.
  •  «Кто плавает - что плавает?» - перечислить рыб, птиц, животных, включая человека.

Пароход, теплоход, ледокол, катамаран, лодка, баржа, яхта, паром, байдарка, каноэ, пирога.

  • «Кто ползает - кто ходит?»

 Пресмыкающиеся: крокодил, черепаха, змея, ящерица, хамелеон. Насекомые: муха, гусеница, пчела, оса; черви. Животные, птицы, человек.

  • «Он какой может быть?» - существительные мужского рода. Помидор-зелёный, красный, жёлтый, спелый, зрелый, маленький, большой, круглый, тухлый, сочный...
  • «Она какая может быть?» - существительные женского рода. Машина, роза, туча, погода.
  • «Оно какое может быть?» - существительные среднего рода. Море, яблоко, небо, пальто.
  •  «Кому что нужно для работы?»

 Врачу - градусник, тонометр, шприц, шпатель. Учителю - доска, мел, учебники, тетради, ручки, класс, карты. Художнику - мольберт, краски, кисточки, карандаши, бумага. Парикмахеру - расчёска, ножницы, зеркало, машинка, бритва. Продавцу - магазин, прилавок, товар, касса, весы, чеки. Повару - кастрюли, плита, продукты.

  •  «Каждой вещи своё место», «Что где?»

 Книги - в книжном шкафу, на полке; бельё - в шкафу; ручки, карандаши - в пенале; документы - в папке; молоко - в пакете; масло - в маслёнке; хлеб - в хлебнице; суп - в супнице, кастрюле; соус - в соуснице или соуснике; соль - в солонке; сахар - в сахарнице; селёдка - в селёдочнице; деньги - в кошельке духи - во флаконе; паста - в тюбике; мыло - в мыльнице; конфеты - в конфетнице; косметика - в косметичке; чай - в чайнике; салат - в салатнике или салатнице; кофе - в кофейнике.

  • «Моя половина - твоя половина» - начало слова говорит один, продолжает другой.
Министерство образования и науки РФ
Правительство Камчатского края
Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа